Организации Добавить новую Образовательные программы Репетиторы Екатеринбурга
Запишитесь на обучение ОНЛАЙН!

Как Вы относитесь к платному внешкольному образованию взамен традиционному школьному?


Всего голосов: 8363
Другие опросы
Партнеры:
В лабиринте слов

Влияние речи на построение карьеры

Школа бизнес-коммуникаций

2009-11-26

22 сентября 2009-го года автор данного материала был приглашён, на утреннюю программу Областного телевидения «Хорошее настроение» в качестве специалиста по речевым коммуникациям.

Карьерист — тематический лейтмотив программы дня. Тема беседы: Влияние речи на формирование карьерного роста. Были подняты следующие вопросы:
— Какого значение речи в построении карьеры?
— Каждый ли может овладеть ораторским мастерством?
— Уральское «О-кание» — это дефект или особенность местных жителей?
— Все ли дефекты произношения исправимы?

Прямой телеэфир — это всегда экспромт; кроме того, эфирное время жёстко ограничено, поэтому многое осталось за бортом внимания. Предполагаю, что поднятая тема будет интересна и актуальна для когорты деловых людей.

Возможность карьерного роста, безусловно, основана на коммуникативных способностях и навыках личности. Коммуникация, как известно, выстраивается на двух уровнях: вербальном и невербальном. К невербальному уровню относится общение при помощи языка тела (позы, жесты, мимика) и голосовых сигналов доречевой коммуникации (смех, стон, визг, плач и пр.). Вербальный же уровень — это передача и восприятие информации через речь. Умение чётко ставить цели, обозначать задачи конкретного процесса взаимодействия, грамотно формулировать, излагать и аргументировать мысли, противостоять контраргументации («снимать» возражения оппонента) — всё это предопределяет получение положительного результата от общения.

При желании, ораторикой может овладеть любой дееспособный человек. Конечно, в каждом отдельном случае качественный результат будет различным. Речь человека — это следствие взаимодействия факторов, формирующих общий уровень культуры конкретного человека. К таким факторам относятся: генетическая предрасположенность, психологические особенности личности, социальная среда, образование.

Генетическая национальная и родовая предрасположенность в значительной степени определяет коммуникативные возможности человека. Например, южные народы отличаются повышенной темпераментностью и общительностью, северные народы, напротив, менее темпераментны и достаточно сдержанны в общении.

К психологическим особенностям относятся: темперамент и психологический тип личности. Темперамент человека влияет не только на его эмоционально-психологическое состояние, но и на мобильность мышления и, как следствие, на темп речи. Всем хорошо известны импульсивность холерика, рациональная общительность сангвиника, устойчивая медлительность флегматика, ранимость и тормозимость меланхолика. Психологический тип обусловливает коммуникативные способности. Динамика экстравертов, направленная во вне, чаще облегчает процесс общения, а энергия экстравертов, сконцентрированная во внутрь себя, может затруднять коммуникацию. Кроме того, независимо от темперамента и психологического типа, важно умение человека контролировать свои эмоции и управлять ими.

Социальная среда начинается с семьи, уклада взаимоотношений в ней (патриархат, матриархат, демократия, архаика, анархия и пр.) и традиций семейного воспитания. Продолжением личного социума является круг повседневного общения человека: друзья, товарищи и коллеги, знакомые…

Немаловажно значение в успешности человека играет и образовательная база: образовательный фундамент, который закладывается с детского сада, и способность человека к самообразованию.

Существенной составляющей ораторского мастерства является техника речи. Техника речи — это способность человека говорить технично и выразительно, т. е. чётко, внятно, ясно — понятно для окружающих. Техничности речи могут препятствовать две причины: вялый артикуляционный аппарат и явно выраженные, так называемые, дефекты. Артикуляционный аппарат поддаётся развитию и совершенствованию через систематические тренировки. А вот с дефектами дело обстоит сложнее. Некоторые дефекты исправляются в процессе работы над ними; другие возможно лишь корректировать; существуют и такие, которые, к сожалению, не исправляются.

Не исправляются дефекты, основанные на патологии голосового аппарата. Например, короткая уздечка языка. В данном случае требуется хирургическое вмешательство, и только после этого возможно получение положительного результата в исправлении дефекта. Корректировкой речевых дефектов занимаются специалисты узкой направленности: логопеды или дефектологи, в зависимости от сложности и причины дефекта.

До устранения основной причины, не поддаются исправлению, в должной степени, дефекты, возникшие вследствие психоневрологических заболеваний — необходимо своевременно обращаться к невропатологу. Следует учитывать, что не исключается возможность длительного медикаментозного лечения. Пренебрежение подобными мерами чревато задержкой не только речевого, но и умственного развития ребёнка.

Трудно исправляются дефекты речи, точнее произносительные особенности, обусловленные национальными факторами. Например, французский (немецкий, еврейский) грассирующий звук [Р] (от французского «grasseyer» — картавить) или украинский фрикативный [ХГ] и пр.

Совершенно проблемны зафиксированные дефекты, возникшие из-за несвоевременного развития речевых навыков у ребёнка. В этом случае, ответственность лежит на родителях. К шести годам ребёнок должен произносить чисто все звуки, владеть определённым набором речевых умений. Общая практика показывает, что после двенадцати — четырнадцати лет, запущенные дефекты почти не поддаются исправлению, их можно лишь корректировать в определённой степени.

Другая проблема, которая волнует не только специалистов средств массовой информации, профессионалов разговорного жанра, но и значительную часть современных деловых людей, которым часто по роду деятельности приходится бывать за пределами Уральского региона, — уральское «О-кание». «О-кание» — не дефект, это местная произносительная особенность — т.е. диалект (говор), как «А-кание» в Москве и «ШО-кание» на Украине. «О-кание» на Урале обусловлено жёстким континентальным климатом Среднего Урала: западные атлантические ветры и резкая смена температур. Организм человека, интуитивно поджимая верхнюю губу, защищает себя от заглатывания холодного влажного воздуха — страхуется от переохлаждения и простуд. Зажим верхней губы, в свою очередь, провоцирует произношение основных гласных звуков близко к звуку [О]. Таким образом, со временем сформировался уральский произносительный стереотип.

Для информации, нормой считается ни Московский, ни Петербургский выговор, а среднесибирский. В результате ассимиляции (слияния множества этнических культур) в Сибирском регионе естественным путём сформировалось усреднённое произношение.

Кроме «воркующего» «О-кания», для Урала характерно «бесподобное» «ЧО-кание», заполонившее в последнее время, к сожалению, и центральные телевизионные каналы. Ещё одна особенность речи уральцев — быстрый темп. Подвижный темп речи обусловлен принадлежностью коренных народов Урала к урало-алтайской языковой макросемье, в основе которой лежат тюркские, алтайские, финно-угорские генетические ветви. Экзальтированные интонации, интонационные выпады в речи — также влияние азиатских корней.

Часто задаётся вопрос о возможности или невозможности научиться говорить грамотно и красиво в домашних условиях. Конечно, учиться говорить, общаться следует в реальном общении — слушать, наблюдать, анализировать, запоминать, воспроизводить, находить необходимые доводы для доказательства истинности своих идей, искать выход из сложившейся ситуации, принимать решения. Самостоятельно возможно только репетировать предполагаемую ситуацию общения и развивать отдельные речевые навыки. Итак, практические советы для самостоятельной работы:

Для развития чёткости произношения практикуйте упражнения-чистоговорки (скороговорки). Проговаривать их следует в медленном темпе, чеканя согласные звуки, активно открывая рот на гласных звуках. Основная задача — сказать чисто (внятно), а не скоро (быстро).

Для развития красноречия (умения красиво говорить) рекомендуется выразительное чтение вслух художественной литературы и материалов периодических изданий средств массовой информации. Это нарабатывает у человека литературный и общественно-политический язык общения.

Не забывайте также репетировать предстоящие выступления или переговоры перед зеркалом!
Выходите в люди, общайтесь, добивайтесь желаемого для Вас результата! «Стучите, и Вам откроют!»

С уважением, бизнес-тренер: Василий СУРИН.

Материал опубликован: «Секрет успеха. Шпаргалка для бизнеса», № 01, ноябрь 2009 г., Екатеринбург.

Контактная информация:
Тел.: +7-912-655-82-08,
E-mail: trainer@2-u.ru, art-trainer@ya.ru,
http://www.art-trainer.narod.ru

Назад | На главную
© 2007 - 2017 Обучение в Екатеринбурге
При заимствовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт обязательна.
Администрация сайта Uchim66.ru не несет ответственности за отзывы,
оставленные пользователями. Заимствование отзывов пользователей запрещено без письменного согласия администрации Uchim66.ru.
Наша кнопка:
Обучение в Екатеринбурге
Как установить?
Яндекс цитирования